Атлантида Русского Севера: состоится ли открытие?

«Атлантида Русского Севера» – это проект полнометражного документального фильма, на который в данный момент идёт сбор «народных» средств в рамках портала «planeta.ru». В описании проекта сказано, что фильм будет «о том, как создают, бьют, спасают Русский Север, и какая из всего этого выходит свободная и тяжёлая жизнь». Авторы идеи надеются, что «кино поможет каждому прикоснуться к красоте Русского Севера», «поможет волонтёрам восстанавливать церкви», «поможет людям на севере увидеть красоту своей жизни и больше никогда не верить в то, что они обречены». Замысел и само название картины столь интригующи, что мы решили связаться с её режиссёром Софьей Горленко и сценаристом Глебом Кузнецовым, и узнать у них хоть немного подробностей.
Но для начала несколько слов каждого из героев о себе.

Глеб Кузнецов: «Я много путешествовал, копался в людях – по трущобам, племенам, военным конфликтам. Но схватить жизнь не удавалось – проскальзывала между пальцев. Как-то приехал случайно на север с волонтёрами ремонтировать церкви, и тут всё понял – жизнь нельзя схватить, а вот она тебя может. Об этом и кино.
Защитил кандидатскую диссертацию на историческом факультете МГУ, выпускник мастерской кинодраматургии Высших курсов сценаристов и режиссёров, координатор волонтёрского движения по восстановлению церквей Русского Севера «Вереница».

Софья Горленко: «В какой-то момент я поняла, что единственное, ради чего вообще всё имеет смысл – это снимать о настоящих людях и глубоких явлениях. Я занималась созданием рекламных роликов, телевизионных шоу и пр., но теперь хочется сделать кино о настоящем. Возможно, это последний шанс застать его именно таким.
Закончила Гуманитарный Институт телевидения и радиовещания в 2011 году по специальности режиссёр документального кино. Премии: дважды бронзовая медаль на фестивале «Каннские львы» за социальную рекламу, победитель международного конкурса документального кино «Русские истории».


– Как и у кого возникла идея такого фильма? Почему вы выбрали своей темой именно Русский Север? Как сложился ваш творческий коллектив?

Соня: – Наш сценарист Глеб Кузнецов около года назад начал заниматься реконструкцией деревянных церквей Севера. Весной этого года он опубликовал пост в Живом Журнале о том, что хочет снять об этом видеоматериал. Меня захватила мысль. Я поняла: надо делать. После того, как мы встретились, родилась более глобальная идея – снять полноценный документальный фильм. А с нашим оператором Данилой Сальховым я знакома довольно давно, мы вместе работали раньше, хотим продолжать творить дальше.

– Как возникло название? Что именно вы подразумеваете под Атлантидой Русского Севера? Какой-то конкретный момент истории?

Глеб: – Культура Русского Севера начала формироваться с переселением славян из Новгородских и Ростово-Суздальских земель приблизительно с X–XI веков.
Своего расцвета она достигла к XVII веку – в это время были построены шедевры северной архитектуры, сформированы традиции, и Русский Север стал цельным культурным явлением в рамках единого русского государства.
Как часто бывает с цивилизациями, после долгого периода подъёма наступил короткий пик и сразу за ним – спад. На Русском Севере спад был обусловлен секуляризацией культуры, начиная с
правления Петра I. Этот процесс к концу XVIII века лишь усилился и уже к XIX столетию привёл к исчезновению самобытности северной церковной архитектуры, падению качества построек и в целом – к обмирщению и европеизации культуры. Но северная культура формировалась совершенно на иных основаниях – на аскетическом православии и собственном векторе развития. Она так и не смогла гармонично принять европеизацию – та, вопреки своим объективным преимуществам, несла здесь разрушение.
Сегодня, заходя в церкви начала XX века, мы видим, как упало мастерство плотников в сравнении с XVII веком, а значит – ослабла и вера. Таким образом, взрыв 1917 года был подготовлен в народном сознании, и наша Атлантида пошла ко дну.

– На какой стадии сейчас находится производство фильма? Есть только сценарий или уже какой-то отснятый материал?

Соня: – Для того чтобы отправиться в экспедицию на съёмки мы запустили проект на сайте краудфайндинга «планета.ру», собираем деньги на поездку. Поэтому съёмочного материала пока
практически никакого нет. Есть небольшой ролик обращение, который я сняла в Вологодской области. Его можно посмотреть на главной странице нашего проекта.
На данный момент существует сценарий, договорённости с людьми, подробный маршрут, точные даты экспедиции. А также много заинтересованных людей, которые пишут письма с предложением помощи и информации. Кто-то родом из этих мест, кто-то просто любит
Русский Север. Нам очень приятно получать такие письма. Надеюсь, мы своим делом сможем каким-то образом объединить людей, неравнодушных к Русскому Северу.
Так что фильм готов, осталось снять 🙂 Надеюсь, нам удастся собрать нужную сумму.

– В какие конкретно места русского севера планируются ваши съёмочные экспедиции? Есть ли в планах труднодоступные места?

Глеб: – Наш ареал – течение рек Ваги и Северной Двины. Наряду с Онегой и Мезенью – это главнейшая артерия Севера, по которой проходило его заселение славянами. Эти места со временем стали дорогой из центральной России в Архангельск и именно здесь происходили самые драматичные исторические события – от польского нашествия времён Смуты до Гражданской войны.

– В этническом отношении вы планируете в основном общаться с русскими северянами или, возможно, с другими малыми народами Севера России?

Глеб: – Речь идёт именно о Русском Севере. Самобытной культуре, созданной русскими переселенцами с юга и ассимилированными ими коренными жителями. Наш парадокс, что эта культура сугубо европейская, христианская, но в то же время она была создана в изоляции, с минимальным внешним влиянием и поэтому – она удивительно самобытна.
Я думаю, что это именно та культура, которая была в сердцах русских людей и которую ей не позволили построить нашествия и собственное государство, возникшее в его авторитарной
форме именно как защита от внешней угрозы.

– Планируются ли в рамках фильма встречи с творческими людьми, живущими на севере – поэтами, писателями, художниками, музыкантами? Кто вообще будут героями фильма?

Соня: – Герои фильма – все, кто живёт на Севере жизнью той самой тонущей Атлантиды, то есть в поиске преемственности старой жизни. Наши герои – крестьяне, сельские батюшки, местные предприниматели, волонтёры, дауншифтеры. То есть все те люди, которые могут сказать про себя – я северянин.

– Будут ли в фильме поставлены какие-то острые социальные, политические вопросы?

Соня: – Лично мне хотелось бы избежать политики. Мы хотим снять фильм про культуру, фильм о людях, о красоте. К сожалению, очень часто мы сталкиваемся с позицией «как всё плохо», «развалили страну» и т.д. Понятно, что совсем без социальной тематики не обойдётся – люди живут очень бедно, пьют, не все ценят свою культуру. Это неизбежный процесс. Глобализация берёт своё. Но наше кино не совсем про это, и акцент мы будем делать на другом.

– Важной составляющей кино часто становится музыка. Какие планы у вас насчёт музыкального оформления фильма? Будете ли использовать что-то, например, из отечественного фолк-рока? Тематические песни о Севере? Фольклор? Или только живые звуки из непосредственно снятого
для фильма материала?

Соня: – При всём моём уважении к русскому року, его в фильме точно не будет. Я, конечно, на протяжении всего фильма пустила бы саундтреком несколько альбомов Бориса Гребенщикова подряд, но всё-таки, хотя люблю его, очень постараюсь этого не делать 🙂 Живые звуки в кино очень важны – они передают атмосферу места, его сокровенность что ли. Переносят зрителя на место съёмки – когда слышишь шум камыша, начинаешь чувствовать запах воды, леса. Эти инструменты воздействия должны присутствовать в кино. Будут, конечно, использоваться и фольклорные записи этих мест – песенный материал центра Архангельской области. Я кое-что слушала – это очень своеобразное пение.

 

23.05.2014

Вопросы задавал Евгений БОГАЧКОВ

 

Журнал «Мир Севера», № 3, 2014

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 32 = 38