Спасение челюскинцев
Автор: Вадим КУЛИНЧЕНКО → «Мир Севера» № 2019 / 2 → Трагедия или триумф
В своё время каждый школьник знал о ледовой эпопее арктического парохода «Челюскин». Раздавленный льдами в Чукотском море 13 февраля 1934 года, пароход затонул, но люди в составе 104 человека (погиб только один с пароходом), сошли на лёд. Мороз, пурга, ночь и никто не знает во всём мире об их судьбе. Но люди не пали духом, организовались и начали научные работы на дрейфующем льду. А уже пятого марта 1934 года, 85 лет назад, началась спасательная операция по вывозу людей с льдины.
Вот как звучит радиодонесение пилота «АНТ-4» А.В. Ляпидевского в Москву седьмого марта 1934 года: «5 марта, в 23 часа 35 минут по московскому времени я, лётчик-наблюдатель Петров и бортмеханик Руковский вылетели на самолёте «АНТ-4» с уэлленского аэродрома по маршруту Уэллен – мыс Сердце – Камень…».
В донесении Ляпидевский отмечал, что в лагере на льду образцовый порядок и дисциплина. Никакой паники и уныния.
А.Ляпидевский до того как обнаружить ледовый лагерь сделал 28 разведывательных вылетов и только на 29-й раз обнаружил челюскинцев. Как ему удалось совершить посадку буквально на пятачок площадью 150 на 400 метров? Это было невероятно!
За первый рейс Ляпидевский вывез десять женщин и двоих детей, один из них родился на льдине.
А вот как описывает тот первый взлёт с льдины участница экспедиции, ихтиолог А.Сушкина, одна из первых, эвакуированных из лагеря пятого марта 1934 г.: «…Командуют взлёт. Нас предупреждают, что в момент взлёта надо нагнуть голову. Человек тридцать стало у хвоста машины, его надо раскачивать, чтобы скорее и легче взять старт. Предупреждают, чтобы мы плотнее уселись. А сесть не на что: маленький металлический выступ в стенке самолёта…
Начинают раскачивать хвост самолёта. Моторы рвут сильнее. Из-под пропеллеров, как в самую жестокую пургу, несутся вихри снега. Ветер срывает шапки с людей. Самолёт вздрогнул, взвыли моторы, машина ринулась вперёд…
Сделав круг над аэродромом, мы понеслись на юг, к «большой земле».
На помощь спешили другие самолёты, и массовая эвакуация с льдины началась через 13 дней и продолжилась две недели. В операции по спасению челюскинцев приняли участие семь лётчиков, первым был Ляпидевский и в связке с ним были М.Водопьянов, И.Доронин, Н. Каманин, С.Леваневский, В.Молоков и М.Слепнев. Не всё шло гладко, и они действительно проявили мужество и стали первыми Героями Советского Союза 20 апреля 1934 года, а четвёртого ноября 1939 года им были вручены медали Золотая Звезда. У А.Ляпидевского она за № 1.
Все члены экипажей самолётов были награждены орденами и медалями, а все челюскинцы, кроме детей, орденом Красной Звезды.
История экспедиции на пароходе «Челюскин» и операция по спасению его команды потрясли весь мир. Само спасение такого количества людей с льдины в тяжёлых полярных условиях не имело прецедентов в истории. А сама страна чествовала челюскинцев как героев.
Спасательная операция проходила после только что закончившегося (10.2.1934 г.) 17 съезда ВКП(б), и миру надо было показать, что большевики не бросают в беде своих граждан, а заодно погасить раскол в рядах партии, возникший на съезде.
По большому счёту, экспедиция «Челюскина» была авантюрой, а вернее неудавшейся показухой. Но на официальном уровне было заявлено, что плавание «Челюскина» доказало реальность полного освоения Северного Морского пути, хотя это было не так.
В Союзе поняли, что Арктика – это тяжёлый труд, и, сделав соответствующие выводы, стали готовить арктические суда надлежащим образом. Освоение СЕВМОРПУТИ продолжалось…
А об эпопее «Челюскина» лучше, чем Бернард Шоу, и не скажешь: «СССР – потрясающая страна: даже трагедию вы превращаете в триумф!». Истинная правда!
Вадим КУЛИНЧЕНКО,
капитан 1 ранга в отставке
Московская обл.
Добавить комментарий